| |||
1.
...отношение большинства русских к этой нормальной ситуации, типа: "эти прибалты такие националисты - они могут просто не захотеть вам ответить на русском языке. Мы к ним как к людям - со всей душой, всегда своими, советскими, считали и считаем, а они, такие-сякие, что-то особенное из себя корчат!" - не слыхали таких разговоров? Или чуть ли не с ужасом рассказывали: "ты знаешь, на западной Украине во многих деревнях вообще русского языка не знают! Представляешь такую дикость?!" Нормальному русскому часто очень трудно объяснить в чем заключается русский национализм. Нация сложилась из сотни народов, и в порядке вещей любого человека тут же считать своим, откуда бы он ни взялся, и точно так же считать своими и всех живущих на стремительно растущей территории государства. Но вовсе не каждому хочется, чтобы его считали своим. А очень многих это просто обижает. И это право любого желать не быть своим с кем-то. А то, что я назвал "великоросским гонором" (погорячился маленько), - так это и есть, не просто даже нежелание это право признавать, а непонимание, что такое право вообще в природе существует. Большое благо от развала Союза - мы, т.е. русские, наконец-то смогли по-серьезному посмотреть на себя чужими глазами. Понять, что мы очень многим не нравимся как нация (на уровне личного общения вы этого можете и не заметить), не нравится культура, обычаи. И это нормально. Именно народ, который хочет нравиться всем соседям, - и есть народ лишенный гордости, каким собственно и пребывал долгое время народ русский. А то, что люди разные, то и народы точно так же есть разные. И с японцем - практически с любым - вы можете в любое время общаться на любые темы и он не будет истреблять вас по национальному признаку, но это очень мало говорит о народе в целом. Вы можете прожить в Японии десятки лет, даже гражданство получить (это почти невозможно, но исключения бывают) - всегда вы будете оставаться иностранцем. Даже не конкретно русским или там немцем, а именно иностранцем. Я не хочу сказать, что это плохо. Я хочу сказать, что это так. 2. ...жизнь идет быстро, и уже практически нет в природе граждан бывшего "нерушимого". И вопрос о культурных барьерах потерял свою актуальность в такой постановке. Запад стал равноправной частью мира, и все проблемы при поездке в другие страны те же самые для россиян, что и для представителей прочего мира. Куда более серьезная проблема - выбор страны, где дешевле провести отпуск: в этом году Хорватия, год назад - Египет и Кипр, прикормленное место - Анталия, хороши и дешевы вина в Испании. ... Не только в Москве, но и в провинции - романтический привкус загранки активно улетучивается, если еще совсем не выветрился. Тот же Крым - уже заграница, а поехать туда дороже, чем в представительное число близлежащих стран, с которыми точно такой же безвизовый обмен. Может быть есть смысл говорить о проблемах людей, уезжающих с родины на долгое время с целью заработка. И эти проблемы для бывших советских, на мой взгляд, куда менее серьезные, чем, например, для японцев или китайцев. Культура Союза, если можно о таковой говорить, была, по сути своей, эклектичной до сумбура. Даже в бытовом плане в том же бывшем Союзе можно было в иных местах так проколоться, что потом всю жизнь от краски на щеках не отмыться. Но гонору великороссам по-прежнему не занимать. С неменьшим пренебрежением они (читайте "мы") относятся нынче к туркам и прочим египтянам с их замашками отличаться от русских, как в свое время ненавязчиво вытирали ноги о разных там прибалтов, чурок да хохлов. (Не подумайте, что я вдруг решил антирусской пропагандой заняться - просто сталкиваюсь время от времени с соответствующей реакцией на собственную национальную принадлежность, из чего пытаюсь делать выводы. Сам я против своего совкового происхождения ничего не имею. Бывали страны и похуже. И свою от хорошей жизни на чужую менять не стану.) 3. ...ну что за беда, что жизнь может любого сломать и не поморщиться. И мы об этом знаем. И на наших глазах в слизь мешало людское племя. И какая разница - рабствуете вы перед обстоятельствами или перед собственным представлением о свободе: и то и другое - обстоятельства, одни внешние другие внутренние. И сам себя человек страшнее всего калечит... . |