О ТВОРЧЕСТВЕ, О ПОЭЗИИ  


о творчестве, о поэзии

1.

... интуитивное восприятие непрепарируемого целого? Кем? Носителями
определенного языка? Неким сегментом носителей языка, условно образованным на основе общности
интеллекта, воспитания, образования, среды общения, возраста, опыта, генетического кода? Самим
автором? Богом, беседующим с собой посредством автора? Если она существует, сиюминутная,
случайная топология превращения круга в кольцо, то не сводится ли тогда само понятие гармонии к
пустоте, к вакууму? Гармония, она вещь в себе или все же суть, облаченная в проницаемую извне
форму? ... тема бесконечна, поскольку химия чувств, видимо, просто непостижима
ноуменальным путем, только феноменальным. И все же хочется ведь, чтобы твой шиворот-навыворот
любовно лицезрел хоть кто-то еще, неторопливо шаркая ногами по потолку...

2.

...говоря о несовместности для меня идеологии и эстетики, я, прежде всего, отрицаю саму
возможность научного познания гармонии с точки зрения системного анализа, структуры,
категорических императивов и тому подобного, а значит, возможность дефиниции свойств и законов
эстетики. Короче, методики выращивания красоты вообще, красоты побольше и поменьше нет и быть не
может. С нравственностью, конечно, сложнее. Но я не выговорил главного. Под нравственностью, в
данном случае, я понимал не регулятор отношений в виде абстрактного общественного сознания, а ту
же эмпирику метафизических субстанций Добра и Зла. Субстанции эти, кажется, обретают форму
абсолютной истины так же лишь на личностном уровне. С точки зрения общественного сознания
самосуд над убийцей собственного ребенка со стороны безутешного родителя есть акт не только
противозаконный, но и безнравственный, а вот с точки зрения этого родителя – это, конечно,
неоспоримый нравственный абсолют. ... Возражать против, условно говоря, элементов взращивания
эстетических и нравственных категорий в человеке было бы, конечно, глупостью. Мы познаем внешний
мир во многом именно через призму общественных отношений. Но главное, по-моему, в том, что
эффект повторного преломления внешних явлений через внутренний мир настолько своеобразен и
неповторим, что такие «впечатлительные» вещи, как «Прекрасное» и «Безобразное», а также «Добро»
и «Зло» становятся съедобным продуктом только путем личного варева. Это как полуфабрикат, пока
сам не доведешь до готовности, не поперчишь и не посолишь по вкусу, выкушать не сможешь....


 
Hosted by uCoz