| |||
1.
Самый ... интересный вопрос творчества, это момент свободы. Момент свободы, по сути, является самой большой ценностью в творчестве. Например, Г.Айги. Учиться у него Свободе можно всю оставшуюся жизнь... Свобода - это осмысленное Восстание Творческого Разума против... против Призрака Несвободы... Несвобода призрачна, а Свобода явственна. ... Свобода, это и когда можно взглянуть на себя со стороны, как на равноудаленную от тебя и мира персоналию. 2. ...Мне кажется плоды искусства, это нечто противоположное плодам ремесла, а так же плодам природным. От первых их отличает принципиальное излишество и практическая бессмысленность. От вторых антропогенность, все мы иногда и немного инопланетяне друг для друга. Итак священная шовинистическая бесполезность искусства. Испачканная красками холстинка за 27 млн. долларов? Зачем она?.. Стихи, например, мне кажется удовлетворяют некоторую альтруистическую сторону человеческой натуры, альтернативную скучности труда по добыванию хлеба насущного или латания дырявых сапог. Искусство - мантра для релаксации. Своеобразная молитва, заговор по излечению от стресса и психолических кризисов. И чем непрактичнее искусство, чем оно альтернативнее "земному смыслу" тем оно более современно. Отсюда ясно, как это все будет развиваться... 3. ...Традиционную манеру я считаю неестественной, но не примитивной. Она вполне интеллектуальна, но языкопротивна. То, что вы называете традиционной манерой - клановое надувательство. Читатель, как просоленые бычки, продурачен ею до самых копыт. Эта ... "манера" - оторвалась от всякого реального смысла. Её ареал жизни - литературные отложения Серебряного Века. Она усложнилась, как вирус, мутирует активно и впечатляюще. И все традиционалы - импортные зомбированные мутанты. Их стихи - просто комбинация конечного числа хромосом. Причем эта манера потрясающе заразна и квазиинтеллигентна. Это языко-понятийный муляж, чучело вековой давности. Его нельзя назвать устаревшим, как нельзя грипп назвать побежденной болезнью! 4. ...в стихах главное, что придаёт им силу, такое ускользающее, неподвластное просто ремеслу. В общем, такие существенные компоненты, как свежая образность, ритмическая организавия и просто мысли, чувства еще сами по себе не придают стиху сверхценность, которую мы ощущаем в шедеврах типа "достать чернил и плакать", "спасибо вам и сердцем и рукой" и т.д. В чем же ценность именно стихов-шедевров? Мне кажется, все дело в понятии катарсиса. Стихотворение с этой точки зрения - фотография личного катарсиса. Искусство и вся трудность состоит в том, что словесно-языковые средства - лишь символические, знаковые, информационно-кибернетические средства творца. Как из мозаики слов сложить четкую документальную фотографию этого эфемерного, xрупкого состояния предощущения какого-то варианта решения вечной экзистенциальной проблемы субьективного бытия в объективном мире. Искусство и состоит в том, что рецепта универсального нет, однако стихотворение приобретает черты запечатленной ценности, когда шифруется с открытым общечеловеческим ключом... 5. ...стихи для меня - мантры, для входа в особое состояние с иллюзией всеобъемлющего знания-ощущения. Стихи интересны именно своей лаконической заклинательной силой. Заклинать, заболтать рациональный рассудок, расслоить сознание на ощущение интуитивного познания, ощущение трансцедентального мира внутри и снаружи... 6. ...Поэзия возникла задолго до всяких социальных теорий. Более того, поэзия вообще мне видится не только надязыковым феноменом, но и надчеловеческим - сущность, к которой мы имеем счастие прикасаться, разлита, как благодать в природе... 7. ...Вчера пришла простая мысль - почему компютер не может смоделировать настоящее творчество. У компютера пока две модели - либо рационализм либо стохастика. Тогда как настоящее творчество оформляет законность роли иррационального знания. Точнее - иррациoналный синтез. В науке это давно проcxодит через отрытия и развитиe принципов нейрокомпютера, как альтернативы нашей вычислительной машинки с Аристотелевской ментальноcтью... 8. ...Поэзия это кодирование... НЛП. Просто бесталанные поэты идут в Кашпировские... Посмотрите в звездное небо - разве мы живем не в вакууме? Стих - результат вдохновения. Вдохновение - особое состояние с характерной способностью к синтезу. Стихи, это как бы флуктуации художественно-эстетического вакуума. Стихи возникают не случайно, а как результат накопления идейно-эмоционального электричества на почве индивидуального бытия, являющегося частью общего бытия. Так например, на некотором этапе появились человеки в истории земли, так и на некотором этапе появились стихи в истории человечества. Люди живучи, поэтому гармоничны. Так же и стихи. Гармония - это просто способ существования искусства. Но он не абсолютный, а приспосабливается к конкретике человеческой истории... Возможно для бога, если бы он был, например, инопланетянином, мы бы показались уродливыми гориллами, а стихи наши - инструкциями к пользованию туалетной бумаги. ... Но мы бы сказали, что бог - хреновый читатель, бурбон, мужлан, и ни грамма не понимает в нашей восхитетельной эллинской поэзе...;-) 9. ...Стихописание, как и религиозность, - результат опыта. Поэзия - не удел, а результат личного опыта, только под действием этого специфического иррационального опыта поэт сам транфирмирует свою речь, атрофируя ее обыденное предназначение, поскольку у него есть стимул повторить этот опыт в форме искусства... 10. ...Гармония ... в стихе не дудка, а способ существования стиха, его внутренний дизайн, каркас. Это не отдельное его свойство, которое не должно доминировать, а просто его хребет, хромосомный ряд, без коего сколько по клавишам не струячь, ничего не получится. 11. ...Есть много вопросов, что такое "настоящая поэзия" и почему большинство сразу сверяет стихи с каким-то гармоническим камертоном. Тема бесконечна. Скажу только, что общее заблуждение таково, что гармония уже существует в природе, нужно только писать под ее диктовку. Да, так писать проще, но это совершенно неверно. Гармония не локализованная, определенная сущность. Гармония, без которой стих теряет ценность, это как математический инвариант, взятый по любой траектории в пространстве. Существует бесконечное число геометрических гармонических многообразий, поэтому бесмыссленно говорить о какофонии, куда гармоническая траектория никогда ... не заглядывает. Она может пройти абсолютно по любой области. Выделяя загончик для гармонии, мы растим очень глупого, но чистого кабанчика с колокольчиками на ушках. Стих - фрактальная многомерная картинка. Он держится не на трех китах, он самосбалансирован, скреплен гармонией, как внутренним законом места, времени и действия. Бессмысленно говорить о частных свойствах этого образования - как-то: тут звуки шипят, тут звенят, а тут ассоциации подмачивают репутацию, тут пастерначит, тут попса лезет, тут кобзон прорезался и т.д. Все это материал, но не гармония сама по себе, так же как бумага, на которой написан гармонический интегральный инвариант в виде формулы, остается бумагой, неведающей ничего о законе, на ней изображенном. Так же и читатель, бывает, берет в руки бумагу, щупает ее, чувствует буквы и звуки, но ничего не понимает. Читатель воспитан на том, что поэзия - это красивая проза. Лет 100 это уже совсем не так. Так же и painting это давно уже не малярное искусство. Да и сама проза уже стала другой. Сейчас она на другом уровне. Сюрреализм в ней уже давно можно назвать романтической эпохой метареализма, все уже уехало дальше, уже жена не сможет помочь новому Льву Толстому живописать натуру, потому что гармония не может сидеть на двух стульях разных сознаний, поскольку топологически она стала неоднозначной. Более того, гармония вообще сиюминутна, как флуктуация. Вы будете смеяться, но я сравню ее с взорвавшимся попкорном - нет ни одной похожей фигурки из миллиардов. Нет вступления, главной части и заключения. Сейчас лучше начать все шиворот-навыворот, поскольку читатель уже листает книги с конца... Ну и т.д... 12. ...Чисто предметный коллаж мертв, безударен без метафизической эклектики социального посыла. Мне кажется это важный элемент понимания "темной" поэзии, чтобы она не казалась вялой. "Темная" позия - эзопов язык персонального катарсиса, который теряет смысл в ограничении его в пределах предметно-мультипликационной коллажности. Даже у того же "темного" Олега Асиновского славянская плоть языка сама бунтовщически обнажает социальные взаимоотношения в процессе компиляции стиха в читательской голове. ОБЕРИУТы не бессмысленные отщепенцы, а весьма социальные типы, хулиганско-социальные, супрематично-социальные. Это очень важно... |